Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников
Персональная
экскурсия
Суть художественно-эстетического развития и воспитания в детском саду
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.
Цели и задачи художественно-эстетического развития
Художественно-эстетическое развитие и воспитание имеет цели, направленные на формирование:
- комплексной эстетической культуры;
- способности замечать различные проявления красоты в окружающем мире;
- потребности в ощущении, созерцании и оценке эстетических проявлений;
- художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставлять и соотносить явления и предметы окружающей среды с принятыми эстетическими идеалами.
Работа в данной образовательной области предполагает следующие задачи художественно-эстетического воспитания:
- Развитие восприятия, мышления, воображения.
- Знакомство с произведениями мирового художественного искусства.
- Формирование практических навыков и умений в разных видах искусства. Совместная деятельность с педагогом развивает в воспитанниках интерес к творческому процессу. Они учатся создавать художественные образы доступными им средствами и инструментами.
Виды художественно-эстетического развития
Художественно-эстетическое воспитание в детском саду предполагает постепенное погружение в образовательную область. Дети развиваются гармонично в среде, где учитываются возрастные особенности и специфика деятельности обучающихся.
Для дошкольников характерно эмоциональное восприятие мира природы, словесных образов. Через прослушивание музыкальных произведений, песен, сказок и стихов воспитатели формируют интерес к литературе и музыке. Выделяют следующие виды деятельности, способствующие художественно-эстетическому развитию:
- изобразительная;
- музыкальная;
- художественно-речевая;
- театральная.
Формы организации эстетического воспитания и развития
Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:
- занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
- театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
- выездные экскурсии.
Приемы и методы эстетического воспитания и развития
Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.
Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:
- Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью. При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
- Метод убеждения. В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
- Метод приучения - это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
- Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.
Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:
1. Наглядные
Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.
2. Словесные
Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.
3. Практические
Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.
Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников - развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.