Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Эмоционально воспринимают его предметы и явления. Задача педагогов в детском саду - создавать условия для того, чтобы ребенок замечал и оценивал прекрасное в жизни и в искусстве, выражал собственное восприятие мира через творчество.

Суть художественно-эстетического развития и воспитания в детском саду

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.

Цели и задачи художественно-эстетического развития

Художественно-эстетическое развитие и воспитание имеет цели, направленные на формирование:

  • комплексной эстетической культуры;
  • способности замечать различные проявления красоты в окружающем мире;
  • потребности в ощущении, созерцании и оценке эстетических проявлений;
  • художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставлять и соотносить явления и предметы окружающей среды с принятыми эстетическими идеалами.

Работа в данной образовательной области предполагает следующие задачи художественно-эстетического воспитания:

  • Развитие восприятия, мышления, воображения.
  • Знакомство с произведениями мирового художественного искусства.
  • Формирование практических навыков и умений в разных видах искусства. Совместная деятельность с педагогом развивает в воспитанниках интерес к творческому процессу. Они учатся создавать художественные образы доступными им средствами и инструментами.

PHOTO-2023-04-19-15-36-04.jpg

Виды художественно-эстетического развития

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду предполагает постепенное погружение в образовательную область. Дети развиваются гармонично в среде, где учитываются возрастные особенности и специфика деятельности обучающихся.

Для дошкольников характерно эмоциональное восприятие мира природы, словесных образов. Через прослушивание музыкальных произведений, песен, сказок и стихов воспитатели формируют интерес к литературе и музыке. Выделяют следующие виды деятельности, способствующие художественно-эстетическому развитию:

  • изобразительная;
  • музыкальная;
  • художественно-речевая;
  • театральная.

Формы организации эстетического воспитания и развития

Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.

В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:

  • занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
  • театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
  • выездные экскурсии.

PHOTO-2023-04-19-15-36-05.jpg

Приемы и методы эстетического воспитания и развития

Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.

Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:

  • Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью. При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
  • Метод убеждения. В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
  • Метод приучения - это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
  • Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.

Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:

1. Наглядные

Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.

2. Словесные

Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.

3. Практические

Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.

Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников - развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.


Возврат к списку

Персональная
экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.
Наши сады

Mary Jane
«Империал»

Московский район
ул. Киевская, д. 3
+7 (812) 426-1379

Mary Jane
«Парадный квартал»

Центральный район
ул. Парадная, 3, корп.2
+7 (812) 426-1378

Mary Jane
«Кронверкская»

Петроградский район,
Ул. Кронверкская, д.16
+7 (812) 426-1378

ООО «Мэри Джейн Кидс»
ул. Киевская, д. 3 196084 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 426-1379, +7 (812) 426-1379, maryjane-kids@mail.ru