15.05.2024

Личное пространство ребенка: как его уважать и защищать

Развитие личности ребенка начинается в кругу близких людей. Именно в семье малыш получает поддержку и любовь, чувство безопасности. Эмоциональное благополучие – основа для здоровых отношений с окружающим миром. Во взаимодействии со сверстниками и взрослыми ребенок осознает собственные и чужие границы, учится понимать и защищать личное пространство.

FULL-SIZE-DSC_7141.jpg

Что такое личные границы и должно ли быть личное пространство у ребенка

Личное пространство ребенка – это территория, где спокойно и безопасно. Профессор психологии Роберт Соммер, автор книги о личном пространстве, описывает его как «зону с невидимыми границами, окружающую тело человека, в которую другим людям не разрешается входить».

Помимо физического аспекта в понятии личного пространства есть и психологический. Он выражается в эмоциональной реакции на слова и действия других людей. Некорректные вопросы, давление расцениваются как вторжение в мир, где человек ощущает себя гармонично и комфортно. Переход за эту черту принято считать нарушением личных границ.

Потребность в собственном пространстве есть у каждого члена общества, независимо от возраста. Психологи рекомендуют признавать и уважать права ребенка на личное пространство, самостоятельность и свободу выбора. Понимание границ – ключ к установлению хороших взаимоотношений в семье.

Как формируется и как изменяется личное пространство с возрастом у детей

Рассмотрим, как взаимосвязаны возраст ребенка и личные границы.

  • 0-3 года. Новорожденный находится в тесной связи со взрослым, который удовлетворяет его потребности в еде, тепле, уходе и внимании. Личные границы ребенка минимальны, так как он остро нуждается в контакте со значимой для него фигурой.
  • 3-5 лет. В три года дети переживают кризис взросления, проявляя независимость и большую самостоятельность. Они учатся чувствовать собственное и чужое личное пространство, могут реагировать на нарушение границ.
  • 6-9 лет. Следует относиться с уважением к личному пространству ребенка и учить его поступать так же в отношении других. Дети учатся дружить, выстраивают новые социальные связи.
  • 10-16 лет. Для подростков важно иметь место, где они могут побыть в одиночестве. Им требуется время и пространство для самовыражения, поиска индивидуальности, анализа чувств. Они остро и эмоционально реагируют на вторжение в свой мир
FULL-SIZE-DSC_7146.jpg

Как влияет на ребенка отсутствие или нарушение личного пространства

В чем проявляется нарушение личных границ ребенка? На физическом уровне это любые виды наказания, а также прикосновения и объятия без согласия человека. Распространена ситуация, когда родители под видом опеки и заботы кормят через силу, одевают уже подросших детей, предупреждают любые сложности, не давая проявить самостоятельность.

Психологическое нарушение личного пространства ребенка происходит в следующих случаях:

  • Отсутствие права на собственность. Взрослые распоряжаются вещами без ведома маленьких хозяев. Вынуждают делиться игрушками, наказывают лишением значимых предметов.
  • Подавление эмоций. Ребенку запрещают испытывать эмоции – злость, гнев, грусть, сильную радость. В результате он не перестает их испытывать, а только загоняет в глубины психики, что может привести к эмоциональным и соматическим нарушениям.
  • Нарушение договоренности. Если взрослый не выполняет обещания, резко меняет планы, не бережет личное пространство ребенка, в семье не будет доверия. Нестабильная обстановка и ненадежный родитель – причина возникновения комплексов и неуверенного поведения младших членов семейной системы.

Что делать, если дети нарушают личные границы родителей

Ребенок имеет право на личное пространство, но если границы постоянно переступают, есть вероятность, что малыш повторит ошибки родителя. Он может брать вещи, телефон без разрешения, относиться к ним небрежно. Дети нарушают личные границы, желая завладеть всем свободным временем старших, отвлекая от работы и отдыха.

В основе такого поведения могут быть и другие причины, такие как: плохой самоконтроль, желание привлечь внимание, низкий уровень осознанности в силу возраста. В том или ином случае можно эффективно справиться с ситуацией путем развития следующих навыков:

  • понимание своих границ,
  • следование правилам и соблюдение чужих границ,
  • управление эмоциями,
  • ответственность за свои действия.
FULL-SIZE-DSC_7144.jpg

Как организовать личное пространство ребенка и научить соблюдать личные границы других людей

Ребенку легче научиться уважать личные границы окружающих, если он имеет собственное пространство. Если есть возможность, лучше выделить отдельную комнату или зонировать помещение. Важно, чтобы было место, где маленький член семьи может быть в уединении, заниматься своими делами, играть и отдыхать.

Личная территория подразумевает, что ответственность за нее несет хозяин. Не стоит переставлять, выбрасывать предметы, проводить генеральную уборку самостоятельно.

Ребенок имеет право на личное пространство. Важно, чтобы и дети не пересекали черту дозволенного. Как научить их не нарушать границы других людей? Прежде всего, понимать собственные границы, учить ребенка не переступать их. Объяснять на примерах из повседневной жизни, что каждый человек имеет свое пространство, в которое недопустимо вторгаться.

С малышами можно играть в ролевые игры, где герои попадают в различные ситуации (взяли чужие игрушки, рассказали секрет, высмеяли среди друзей). Полезно обсуждать сказки и делать выводы, проводя аналогию с реальной жизнью. Попросите представить себя на месте персонажа и поделиться чувствами.

Такая практика формирует у ребенка эмпатию, ответственное отношение к своей и чужой территории. Социальные навыки развиваются также в среде сверстников. Детский сад – место, где дети учатся общаться, усваивают правила поведения. В детских садах Mary Jane учитывают личные границы ребенка и создают условия для обучения здоровой коммуникации и самостоятельности.


Возврат к списку

Персональная
экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.
Наши сады

Mary Jane
«Империал»

Московский район
ул. Киевская, д. 3
+7 (812) 426-1379

Mary Jane
«Парадный квартал»

Центральный район
ул. Парадная, 3, корп.2
+7 (812) 426-1378

Mary Jane
«Кронверкская»

Петроградский район,
Ул. Кронверкская, д.16
+7 (812) 426-1378

ООО «Мэри Джейн Кидс»
ул. Киевская, д. 3 196084 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 426-1379, +7 (812) 426-1379, maryjane-kids@mail.ru