Психомоторное развитие: значение и основные аспекты

Психомоторное развитие — важнейший процесс, включающий в себя взаимодействие между психическими процессами и двигательными навыками человека. Это понятие охватывает широкий спектр навыков и умений, от простых движений до сложных координационных действий, выполняет ключевую роль в развитии ребёнка. Рассмотрим основные этапы психомоторного развития, поговорим о важности его для ребёнка.

Психомоторное развитие _ Обложка.jpg

1. Определение психомоторного развития

Это процесс формирования и совершенствования двигательных способностей в сочетании с психическими функциями, такими как: восприятие, внимание, мышление и память. Это взаимодействие позволяет человеку эффективно взаимодействовать с действительностью, развивает его способности и оказывает влияние на формирование личности.

2. Главные компоненты психомоторного развития

Психомоторное развитие - это несколько ключевых компонентов.

  • Моторные навыки: это базовые движения - ползание, ходьба, бег, а также более сложные умения - рисование, письмо, музицирование.
  • Координация движений: это способность синхронизировать различные группы мышц для выполнения заданий, таких как ловля мяча или катание на велосипеде.
  • Восприятие и реакция: это способность воспринимать информацию из окружающей среды и быстро реагировать на нее - это особенно важно для безопасности и успешного выполнения разного рода задач.
  • Психические функции: внимание, память и мышление, влияющие на способность ребёнка учиться и развиваться.

Персональная экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.

3. Периоды психомоторного развития детей

Психомоторное развитие проходит через несколько периодов, у каждого из которых есть свои особенности.

  • Новорожденный период (0-1 месяц): на этом этапе дети осваивают простые рефлексы - хватательный рефлекс и рефлекс поиска. Моторика еще не развита, но восприятие мира через органы чувств начинает формироваться.
  • Этап раннего детства (1-3 года): дети начинают ползать, стоять и совершать первые шаги. Развивается мелкая моторика, что позволяет им манипулировать простыми предметами. Начинают активнее развиваться внимание и память.
  • Преддошкольный возраст (3-6 лет): дети становятся координированнее и увереннее в своих движениях. Начинают осваивать сложные двигательные способности - катание на велосипеде, рисование, активные игры. Данный возраст также характерен для активного развития социального взаимодействия.
  • Дошкольный и младший школьный возраст (6-12 лет): продолжают совершенствоваться физические навыки и развиваются более сложные движения. Формируется самодисциплина, умение планировать свои действия. Психомоторное развитие в данный период имеет важное значение для успешного школьного образования.

4. Психомоторное развитие: значение

Психомоторному развитию отведена ключевая роль в формировании личности и общем развитии ребенка. Оно оказывает влияние на:

  • физическую форму: развитие двигательных способностей ведет к укреплению мышц, улучшению координации, а значит - к общему физическому благополучию;
  • умственное развитие: связь между движением и мышлением позволяет лучше усваивать информацию, способствует развитию внимания и памяти;
  • коммуникативные навыки: игры и взаимодействия с другими детками приводит к развитию коммуникативных навыков - сотрудничеству, уважению и умению решать конфликты;
  • психоэмоциональное формирование: результативность в делах, умение использовать свои знания, накопленные к определенному возрасту, повышают самооценку и делают ребенка увереннее.

5. Как поддержать психомоторное развитие ребёнка

Психомоторное обучение можно проводить через разнообразные активности.

  • Игры на открытом воздухе: физические активности - бег, прыжки, активные игры - помогают развитию координации и силы.
  • Творческая деятельность: рисование, работа с конструктором, работа с пластилином помогают в развитии мелкой моторики и креативности.
  • Разнообразные спортивные секции

6. Влияние условий жизни на психомоторику

Окружающая среда оказывает огромное влияние на психомоторное развитие ребенка. Доброжелательная и безопасная среда способствует активному обучению. Что может оказать положительное влияние на развитие.

  • Игровые площадки. Наличие безопасных и интересных игровых площадок с элементами для лазания, качания и прыжков позволит быстрее развить моторику и координацию.
  • Доступ к разного рода игрушкам. Речь об игрушках, которые позволяют экспериментировать, строить. Такие игрушки способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Конструкторы, пирамидки, настольные игры стимулируют креативность.
  • Семейные активности. Совместные занятия спортом с родителями, совместные игры и прогулки, домашние занятия развивают и физическую форму, и создают крепкую эмоциональную связь между родителями и детьми.

Психомоторное развитие.jpg

7. Упражнения для развития психомоторных навыков

Существует множество простых и веселых упражнений, помогающих развивать психомоторные навыки у ребёнка.

  • Мячевые игры. Любая игра с мячом - это развитие координации, силы и ловкости. Начните с больших мячей, а затем переходите к меньшим, чтобы усложнить задачу.
  • Прыжки через скакалку. Это отличное упражнение, развивающее гибкость, координацию и выносливость.
  • Лепка и рисование. Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики и творческого мышления. Попробуйте с малышом порисовать пальцами. В работах используйте разные материалы: ткань, бумагу, дерево.
  • Занятия танцами. Танцы - великолепный способ развить чувство ритма, координацию.
  • Построение препятствий. Полоса препятствий - отличный способ для развития умений преодолевать трудности. Постройте такую полосу препятствий из подушек, стульев, др.предметов, чтобы ребёнок мог лазить, прыгать и ползать.

8. Признаки задержки психомоторного развития

Важно внимательно отнестись к признакам задержки психомоторного развития у ребёнка. На что стоит обратить внимание.

  • Медленное освоение основных двигательных навыков. Есть нормы, к какому возрасту какими двигательными способностями должен обладать ребёнок. Стоит внимательно отнестить к тому, что к определенному возрасту ребёнок не начал выполнять простые движения.
  • Проблемы с координацией. Трудности в выполнении простейших задач, например, ребенку сложно поймать мяч или балансировать на одной ноге.
  • Отсутствие интереса к физической активности. Если ребенок предпочитает сидеть на месте и не проявляет интереса к активным играм.

Если вы замечаете подобные признаки, стоит проконсультироваться со специалистом.

Как в частном детском саду развивают психомоторику ребенка

Выбор детского сада — это ключевой момент в жизни любого родителя: именно тут начинается социальная адаптация и развитие малыша. Какие возможности предлагают частные садики для развития психомоторики ребёнка?

1. Подход, ориентированный на потребности ребёнка

Педагоги частных садиков работают с каждым ребенком индивидуально. А значит имеют больше возможностей для выявления особенностей ребенка, его уникальных потребностей и способностей. Педагоги частных садиков быстрее обратят внимание на трудности на ранних этапах и выделят сильные стороны малыша. Благодаря персонализированным программам обучения можно эффективнее развивать моторику и координацию.

Психомоторное развитие 1.jpg

2. Разнообразие образовательных программ

Частные детские сады предлагают широкий спектр образовательных программ, в которых есть место и физической активности, и творчеству, и интеллектуальному развитию. Так, например, хореография, спортивные игры, живопись, театр способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Ребенок получает возможность экспериментировать, укрепляя свои психомоторные навыки.

3. Игровая среда для развития

Частные детские сады создают стимулирующую игровую среду, где дети могут свободно исследовать и взаимодействовать с окружающим миром. Разнообразные игровые зоны, такие как спортивные площадки, творческие мастерские и игровые комнаты, предлагают множество возможностей для активностей.

4. Программа физической активности

Регулярные занятия физкультурой, гимнастикой и другими видами спорта в частных садиках развивают силу, ловкость, координацию. А участие в спортивных мероприятиях и конкурсах формирует у детей желание побеждать.

6. Творческое самовыражение

Занятия творчеством - важны для психомоторного развития. Рисунок, лепка, игра на музыкальных инструментах помогают в развитии мелкой моторики и координации рук и глаз. В частных детсадах организуются мастер-классы и творческие проекты, в рамках которых дети свободно выражают свои чувства и мысли, развивая креативность и уверенность в себе.

8. Анализ развития и оценка

Педагоги частных детсадов регулярно оценивают психомоторное развитие детей, благодаря чему имеют возможность вовремя выявить возможные трудности и корректировать образовательный процесс. А отчеты о достижениях ребёнка помогают родителям следить за его успехами в областях, требующих внимания. Такой мониторинг позволяет адаптировать занятия под способности ребёнка.

Психомоторное развитие — важный элемент формирования личности ребенка, влияющий на его благополучие: физическое, эмоциональное и социальное. Поддержка ребёнка с ранних лет его жизни, помощь в развитии психомоторики - очень важны. Понимание процессов психомоторного развития помочь детям стать увереннее, активнее и успешнее.

Персональная экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.


Возврат к списку


Наши сады

Mary Jane
«Империал»

Московский район
ул. Киевская, д. 3
+7 (812) 426-1379

Mary Jane
«Парадный квартал»

Центральный район
ул. Парадная, 3, корп.2
+7 (812) 426-1378

Mary Jane
«Кронверкская»

Петроградский район,
Ул. Кронверкская, д.16
+7 (812) 426-1378

ООО «Мэри Джейн Кидс»
ул. Киевская, д. 3 196084 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 426-1379, +7 (812) 426-1379, maryjane-kids@mail.ru