Речевое развитие дошкольников

Современные методы речевого развития дошкольника эффективнее, чем во времена, когда нынешние родители сами были маленькими детьми. Даже по сравнению с периодом 10-летней давности произошёл существенный прогресс в логопедической науке и практике.

Логопеды изменили подходы к речевому развитию дошкольников, уделяют всё больше внимания играм, непринуждённым индивидуальным занятиям. Тому, что нравится малышам, вызывает желание посещать группы, общаться с воспитателями и другими детьми. Особенно когда речь идёт об элитных заведениях, где с раннего возраста обучают иностранным языкам.

Рассмотрим подробнее, как развивается ребёнок, что делают педагоги и чего можно ожидать, отправляя малыша или малышку в детское учреждение.

Основные этапы и особенности развития речи

С рождения речевое развитие дошкольников проходит несколько важных этапов.

1. Подготовительный (до 1 года). Ребенок учится владеть речевым аппаратом. В первые полгода появляются гуление и лепет. Затем малыш старается повторять слоги за взрослыми, перенимая не только звуки, но и эмоциональную окраску речи – голос и мимику.

2. Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). Первые слова на этом этапе могут иметь несколько значений. Например, «бай-бай» - лежащее животное или человек, состояние, действие, просьба. После двух лет обычно развивается активная речь: дети подражают взрослым, произносят много слов. При этом часто делают ошибки, искажая, пропуская звуки и слоги. В этом периоде появляются первые неологизмы («корова рогается» и т.п.) К концу третьего года характерно увеличение словарного запаса.

3. Дошкольный (от 3 лет до 7 лет).

К трём годам начинает формироваться грамматический строй речи. От односложных форм ребенок переходит к более распространенным фразам, в которых слова связаны между собой подчинительной и сочинительной видами связи. Дети становятся наблюдательными, задают много вопросов и охотно вступают в диалог. Это самое время для приобщения к коллективу, ведь речевое развитие в детском саду прогрессирует значительно быстрее, чем дома.

После пяти лет ребенок лучше различает фонемы и произносит звуки. Появляются такие качества речи, как: связность, логичность и разнообразие. Дошкольник может рассказать сюжет из сказки, описать события дня, свои переживания и впечатления. В этот период важно позаботиться о поддержке среды. Этой поддержкой является ежедневное общение в узнаваемых языковых ситуациях, например, речевое развитие детей в детском саду.

К концу дошкольного периода уровень владения языком обычно совершенствуется в достаточной мере, чтобы ребенок был готов к переходу на следующую образовательную ступень. Для детей с дефектами речи, отставанием от сверстников используются специальные технологии речевого развития дошкольников.

image-20-02-23-04-53-2.jpg
image-20-02-23-04-53-1.jpg
image-20-02-23-04-53 (1).jpg

Методики речевого развития дошкольников

Детские игры на развитие речи: в игровой форме ребенка стимулируют продумывать и произносить фразы. Наличие стимула, например, выиграть, получить приз, просто порадоваться или понравиться сверстникам располагает к творческому мышлению.

Просмотр фильмов (также мультфильмов) с обсуждением: это хорошая основа речевого развития дошкольников, так как вызывает живой интерес, желание рассказать об увиденном, поделиться эмоциями. Педагоги ненавязчиво направляют разговоры в конструктивное русло, так или иначе поощряют активных «говорунов».

Участие в пении, хореографических постановках: вместе с запоминанием слов стиха или песни отрабатывается дикция, развивается фонематический слух и речевое дыхание. Также осуществляется диагностика речевого развития дошкольников, навыков выразительного чтения.

Специальные упражнения для речевого развития дошкольников: разрабатываются профильными специалистами с учётом особенностей раннего возраста. Требуют большей концентрации внимания и несколько утомляют, поэтому чаще рекомендуются детям старшей дошкольной группы. Как и дидактические игры по развитию речи, длятся максимум 5-10 минут, чтобы нагрузка не оказалась чрезмерной.

Речевые упражнения

Упражнения, направленные на развитие речевой деятельности дошкольников, составляются с учётом уровня подготовки и интересов воспитанников конкретной группы. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игровой, поэтому обучение должно быть интересным и увлекательным.

В качестве упражнений используются:

  • запоминание стишков, скороговорок, песенок;
  • подробные ответы на вопросы воспитателя;
  • сочинение небольших рассказов от своего имени;
  • придумывание рифм, слов на определённую букву;
  • сложные ролевые игры со сверстниками.

Детям из младших групп предлагают простые задания. Например, назвать какие-то предметы во множественном числе, придумать «ассоциацию» существительных с глаголами или прилагательными: какой, что делает? Важна правильная постановка ударений в словах, чем тоже занимаются педагоги учреждений, работающих с малышами.

Как правило, методики речевого развития дошкольников устные. В этом периоде детства более эффективны словесные приемы: объяснение, беседа, описание, чтение, запоминание.

Работа логопеда в детском дошкольном учреждении

Коррекция нарушений речи представляет собой одну из наиболее трудных задач в педагогической практике. Они по силам только специалистам с дефектологическим образованием. Логопед отрабатывает с ребёнком произношение звуков, показывает и объясняет, как нужно размещать язык, губы и зубы, до какой степени раскрывать рот. Зачастую это долгая и упорная процедура, но только таким образом корректируются серьёзные недостатки речи.

Опытный логопед распознаёт ситуации, когда ребёнок физически ещё объективно не готов произносить те или иные звуки, звукосочетания и слова. Мышцы, нервы и другие составляющие голосового аппарата развиваются в разные сроки. Специалист работает индивидуально, учитывая уровень развития артикуляционного аппарата. В обучении иностранному языку ребенку разъясняют разницу между произношением в разных языках. К примеру, в русском или испанском «р» произносится кончиком языка, во французском и немецком – корнем этого органа. Английский звук требует приподнимания к верхним альвеолам.

Учреждение с изучением иностранного (в основном английского) языка даёт бесценную основу для дальнейшего обучения в школе и высших учебных заведениях. Чем раньше ребёнок начинает вникать в тонкости, тем лучше потом разговаривает, практически без акцента.

Более того, владеющие иностранным языком педагоги осознанно формируют диалект Великобритании или США. Впоследствии выросший ребёнок сможет органично вписаться в западное общество, претендовать на престижные профессии и рабочие места, которые обычно достаются лишь местным уроженцам.

Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад?

В этом вопросе мнения психологов расходятся. Одни считают оптимальным возраст от полутора до трех. Другие рекомендуют посещение сада после прохождения кризиса трех лет. Решение принимает родитель, поэтому важно выбрать заведение, где учитывают особенности каждого ребенка и максимально бережно адаптируют к новой обстановке, независимо от возраста.

Индивидуальный подход необходим и в дальнейшей практике развития ребенка. В нашем дошкольном учреждении все воспитанники регулярно проходят диагностику на предмет логопедических нарушений. Проводятся групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

Если уровень лингвистической подготовки ребёнка опережает средний для своего возраста, или наоборот, несколько отстаёт, это совсем не проблема. Можно посещать группу не по возрасту, а по уровню речевого развития.

Воспитатели осторожно налаживают общение среди разновозрастных детей, и в каких-то мероприятиях может участвовать большинство воспитанников, независимо от календарного возраста. Речь развивается быстрее в подобных условиях, ребёнок учится корректировать словесные обороты и выражения, ориентируясь на слушателя. Со взрослыми и старшими детьми говорит серьёзно, с младшими как бы становится на уровень пониже и выбирает самые простые слова.

Родителям зачастую тоже полезна консультация с детским психологом, который посоветует, как разговаривать с ребёнком дома. Совместными усилиями взрослые способны создать самую благоприятную обстановку для формирования пока ещё маленькой личности, в том числе и для развития речи. Давно замечено, что умение говорить прогрессирует, когда помимо специальных логопедических приёмов используются и более общие методы, развивающие психику.


Возврат к списку

Персональная
экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.
Наши сады

Mary Jane
«Империал»

Московский район
ул. Киевская, д. 3
+7 (812) 426-1379

Mary Jane
«Парадный квартал»

Центральный район
ул. Парадная, 3, корп.2
+7 (812) 426-1378

Mary Jane
«Кронверкская»

Петроградский район,
Ул. Кронверкская, д.16
+7 (812) 426-1378

ООО «Мэри Джейн Кидс»
ул. Киевская, д. 3 196084 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 426-1379, +7 (812) 426-1379, maryjane-kids@mail.ru