Возрастные кризисы в психологическом развитии ребенка


Возрастные кризисы - это важные этапы в жизни каждого ребенка, которые оказывают значительное влияние на его психологическое развитие. Понимание этих кризисов помогает родителям, педагогам и психологам лучше поддерживать детей в трудные моменты. В данной статье мы рассмотрим основные критические периоды развития детей.

кризисные периоды.jpg

1. Кризис 1 года

Кризис одного года не имеет явных возрастных границ. В период с нескольких месяцев до полутора лет дети начинают осознавать себя, слышать речь, обращенную к ним, возможно, говорить, манипулировать взрослыми, иногда - ходить. Этот период отмечен:

  • требованием внимания: ребенок стремится установить связь с окружающими и требует больше внимания от родителей;
  • изменением режима: часто дети начинают плохо спать и капризничать, что связано с их эмоциональной нестабильностью.

2. Кризис 3 лет

Кризис трех лет - один из самых ярких периодов в развитии ребенка, характеризует переход от раннего возраст к дошкольному. Это возраст, когда дети начинают активно развивать свою индивидуальность. Характерные черты этого кризиса:

  • стремление к самостоятельности: ребенок начинает осваивать новые навыки (одевание, кормление и пр.), что вызывает у него гордость и конфликты со взрослыми;
  • "нет" и протест: частое использование слова "нет" как способ заявить о своей независимости.

Персональная
экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями.

3. Кризис 7 лет

Кризис семи лет связан с началом школьного обучения, что порой становится серьезным стрессом для детей. Основные аспекты этого кризиса:

  • принятие социальных норм: ребенок начинает осваивать правила общения и взаимодействия, что может вызвать внутренние конфликты;
  • переход из игровой активности в учебную: необходимость учиться и выполнять задания может привести к чувству тревоги и неуверенности.

4. Кризис 11-12 лет

Этот кризис совпадает с периодом пубертата. В этот момент дети становятся более чувствительными к мнению окружающих и начинают активно исследовать свою идентичность:

  • проблемы с самооценкой: стремление быть принятым сверстниками может привести к снижению самооценки;
  • поиск идентичности: дети начинают задаваться вопросами "Кто я?" и "Какой я?", что может вызвать конфликт с родителями.

5. Кризис подросткового возраста (14-17 лет)

Подростковый кризис может быть самым сложным периодом в жизни ребенка. Этот этап характеризуется:

  • экспериментированием с ролями: подростки стремятся найти свое место в обществе и часто пробуют разные социальные роли;
  • отсутствием решений: множество вопросов о будущем (карьера, образование и пр.) вызывает ощущение неопределенности и стресса.


Причины возрастных кризисов у детей


1. Психологические изменения

Одной из основных причин возрастных кризисов являются психологические изменения, происходящие в детском организме. В разные возрастные периоды дети начинают осознавать себя как отдельные личности, что может вызывать внутренние конфликты. Например, в возрасте 2-3 лет дети начинают активно исследовать мир, что часто сопровождается протестами против авторитета родителей. Это связано с формированием чувства независимости и желания утвердить свою индивидуальность.

2. Социальные факторы

Социальная среда также играет важную роль в возникновении кризисов. Дети подвержены влиянию сверстников, что может вызывать у них чувство неуверенности и тревоги. Переход в новую школу, смена друзей или изменение семейной ситуации (например, развод родителей) могут стать триггерами для кризисов. Дети могут испытывать страх перед неизвестным и трудности в адаптации к новым условиям.

3. Физическое развитие

Физические изменения, происходящие в организме ребенка, также могут влиять на его эмоциональное состояние. Например, в период полового созревания у подростков происходят значительные гормональные изменения, которые могут вызывать перепады настроения, агрессивность или, наоборот, замкнутость. Эти изменения могут быть трудными для восприятия как самими детьми, так и их родителями.

4. Ожидания и давление

Современное общество предъявляет высокие требования к детям, что может создавать дополнительное давление. Ожидания родителей, учителей и сверстников могут вызывать у детей стресс и чувство неудачи. Когда дети не могут соответствовать этим ожиданиям, они могут переживать кризисы самооценки, что приводит к эмоциональным проблемам и конфликтам.

5. Нехватка навыков совладания

Многие дети не обладают достаточными навыками для управления своими эмоциями и стрессом. В результате они могут реагировать на трудные ситуации чрезмерно эмоционально, что приводит к кризисам. Обучение детей навыкам эмоционального интеллекта и саморегуляции может помочь им лучше справляться с трудностями и минимизировать проявления кризисов.



кризисные периоды 2.jpg


Поддержка в кризисные периоды развития ребенка

В критические периоды развития ребенка необходимо максимально выражать поддержку и понимание. Как вести себя родителям и педагогам в критические периоды развития ребенка?

Внимательно слушайте

Пожалуй, это - ключ к пониманию чувств ребенка. Когда ребенок делится своими переживаниями, важно внимательно его выслушать, не прерывая и не оценивая. Постарайтесь понять его точку зрения, задавая открытые вопросы.

Оказывайте эмоциональную поддержку

Дети часто ощущают тревогу во время кризисов. Покажите, что вы их понимаете и готовы помочь. Убедитесь, что ребенок знает, что может в любой момент обратиться к вам за поддержкой.

Создайте комфортную среду

Создавайте обстановку, в которой ребенок почувствует себя в безопасности и сможет открыто выражать свои эмоции. Важно, чтобы дома было место, где он может проводить время наедине с собой или общаться с вами.

Установите границы

Поддержка важна, но также необходимо устанавливать границы. Ясно обозначенные правила и ожидания дают ребенку ощущение стабильности и безопасности. Объясните ему, какое поведение является приемлемым, а какое - нет.

Поощряйте самостоятельность

Дайте ребенку возможность принимать решения и выбирать. Так вы поспособствуете развитию его уверенности в себе и способности к самостоятельному принятию решений. Но старайтесь делать так, чтобы ваш контроль не подавлял его стремление к независимости.

Обсуждайте переживания

Старайтесь часто обсуждать с ребенком моменты, которые его беспокоят или, наоборот, радуют. Задавайте открытые вопросы о жизненных ситуациях, которые оказали на ребенка эмоциональное воздействие. Так вы научите ребенка разговаривать с собой, не держать в себе переживания, не скрывать негативные и позитивные эмоции. Обозначите, что чувства вашего ребенка важны и имеют значение.

Поддерживайте физическое здоровье

Физические упражнения, спорт, здоровое питание и крепкий сон - важны для эмоционального благополучия ребенка. Не забывайте об этом, следите за режимом дня вашего ребенка.


Этапы возрастных кризисов: Предкритическая, Критическая и Посткритическая Фазы

1. Предкритическая фаза

Особенности.

Предкритическая фаза — это период, предшествующий самому кризису. В это время у ребенка или подростка могут возникать первые признаки изменений в поведении и эмоциональном состоянии. Дети начинают осознавать свои чувства, но еще не могут четко их выразить. Это время может быть связано с внутренними конфликтами, неуверенностью и поиском идентичности.

Признаки.

  • Изменения в настроении: от радости до раздражительности.

  • Увеличение конфликтов с родителями и сверстниками.

  • Появление вопросов о себе и своем месте в мире.

Поддержка.

  • Общение. Важно поддерживать открытый диалог с ребенком, чтобы он мог делиться своими переживаниями.

  • Наблюдение. Родители и педагоги должны внимательно следить за изменениями в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

2. Критическая фаза

Особенности.

Критическая фаза — это период, когда кризис достигает своего пика. В это время ребенок или подросток может испытывать сильные эмоциональные переживания, такие как тревога, страх, гнев или депрессия. Это время может быть связано с резкими изменениями в поведении, конфликтами и протестами.

Признаки.

  • Эмоциональные всплески: частые слезы, агрессия или замкнутость.

  • Проблемы в учебе и отношениях с друзьями.

  • Поиск новых идентичностей, что может проявляться в изменении внешнего вида или стиля жизни.

Поддержка.

  • Эмоциональная поддержка. Важно быть рядом и показывать, что вы готовы выслушать и поддержать.

  • Профессиональная помощь. В некоторых случаях может потребоваться помощь психолога или консультанта, чтобы помочь ребенку справиться с кризисом.

3. Посткритическая фаза

Особенности.

Посткритическая фаза — это период, когда кризис начинает утихать, и ребенок или подросток начинает адаптироваться к новым условиям. В это время происходит осознание изменений и принятие новых аспектов своей идентичности. Это может быть время роста и развития, когда ребенок начинает лучше понимать себя и свои чувства.

Признаки.

  • Снижение эмоционального напряжения и конфликтов.

  • Появление новых интересов и увлечений.

  • Улучшение отношений с родителями и сверстниками.

Поддержка.

  • Поощрение. Поддерживайте новые увлечения и интересы ребенка, помогайте ему развиваться.

  • Обсуждение изменений. Проводите беседы о том, что произошло, и как ребенок справился с кризисом, чтобы помочь ему осознать свой рост.


Как частный детский сад помогает преодолевать основные критические периоды в развитии детей

Выбор образовательного учреждения - решение, которое может оказать влияние на развитие ребенка и его эмоциональное состояние. Родители всё чаще выбирают частные детские садики, стараясь обеспечить качественное образование и индивидуальный подход к потребностям ребенка.

Персональный подход к каждому ребенку

В частных детских садиках часто меньше детей в группе по сравнению с государственными учреждениями. И воспитатели могут уделять больше внимания каждому ребёнку, учитывая его особенности характера и стадии развития. Индивидуальный подход поможет детям легче справляться с возрастными кризисами, так как воспитатель сможет предложить именно те методы и приемы, которые подходят конкретному ребенку.

Развитие социально-эмоциональных навыков

Одной из основных задач детского сада является развитие социально-эмоциональных навыков. Частные детские сады часто предлагают разнообразные программы, направленные на развитие коммуникации, сотрудничества и эмоционального интеллекта. Дети учатся находить общий язык со сверстниками, решать конфликты и выражать свои эмоции. Эти навыки особенно важны в периоды возрастных кризисов.

Игровой подход к обучению

Частные детские сады активно используют игровые методы обучения, что делает процесс развития увлекательнее и эффективнее. Игра помогает детям в развитии креативности, критического мышления и навыков решения проблем. Дети легче преодолевают трудности, когда они могут учиться через игру, а не воспринимают обучение как обязательство или давление.

Поддержка родителей

Многие частные детские сады активно взаимодействуют с родителями, организуя семинары, тренинги и консультации. В рамках таких мероприятий родители, сталкивающиеся с трудностями в воспитании и понимании ребенка в сложные моменты, получают советы и поддержку со стороны специалистов, как видеть эмоции и потребности ребёнка, что точно положительно скажется на преодолении кризисов.

Упор на физическое развитие

Физическая активность активно влияет на психологическое и эмоциональное здоровье детей. В частных детских садах часто есть современные игровые и спортивные площадки, где дети активно проводят время на свежем воздухе, бегают, играют. Занятия спортом, активные игры способствуют выработке эндорфинов, улучшают настроение и общее самочувствие ребенка. В кризисные периоды это особенно важно, т.к. помогает справляться с сильным стрессом и эмоциональными нагрузками.

кризисные периоды 1.jpg

Психологическая поддержка

В некоторых частных детских садах работают детские психологи или специалисты по развитию, которые предоставляют поддержку детям в трудные моменты. Психологи помогают детям выразить свои чувства, преодолеть страхи и справиться с негативными эмоциями. Это особенно важно в период возрастных кризисов, когда ребенку может не хватать навыков для успешного преодоления трудностей самостоятельно.

Разнообразие программ и методик

Частные детские сады часто предлагают разнообразные образовательные программы, основанные на современных методиках, таких как Монтессори, Реджо Эмилия или вальдорфская педагогика. Эти подходы фокусируются на разностороннем развитии ребенка и поощряют его исследовательские интересы. За счет такого разнообразия дети могут найти свою нишу, что существенно помогает им справляться с внутренними кризисами и эмоциональными трудностями, связанными с самоопределением.

Сообщество и чувство принадлежности

Частные детские сады стремятся создать не только образовательную, но и дружелюбную атмосферу. Небольшие группы позволяют детям завести крепкие социальные связи среди сверстников и сформировать ощущение принадлежности. Это особенно важно в моменты возрастных кризисов, когда дети начинают искать поддержку в окружении. Чувство, что о них заботятся и принимают, помогает детям легче справляться со стрессами и переживаниями.

Способности формулировать мысли и чувства

В частном детском саду много внимания уделяют развитию у детей способностей выражать свои мысли и чувства. Через различные занятия, такие как творчество, театр или ролевые игры, дети учатся анализировать свой внутренний мир и делиться своими переживаниями. Такие навыки важны для преодоления кризисов, поскольку помогают ребенку осмысленно взаимодействовать со своим окружением и снижать уровень тревожности.

Наблюдение за динамикой развития

Педагоги в частных детских садах часто используют систему мониторинга и оценки личностного прогресса каждого ребёнка. Это позволяет обнаружить потенциальные проблемы на ранней стадии и выработать стратегии для их устранения. Такая внимательность помогает и родителям узнать, с какими трудностями может столкнуться их ребёнок и как ему помочь в этот период.

Подводя итог, можно сказать, что частные детские сады имеют большую квалификацию в преодолении возрастных кризисов в развитии ребенка.

Выбор частного детского сада Mary Jane - это не просто выбор в пользу качественного образования, но и возможность обеспечить своему ребенку лучшее окружение для психологического роста и успешного прохождения важных этапов взросления.

Персональная экскурсия

Посетите один из наших садов, и мы проведем для Вас персональную экскурсию и ответим на все Ваши вопросы. Вы сможете побывать на занятиях и пообщаться с преподавателями. Оплата в нашем саду возможна мат капиталом.


Возврат к списку


ООО «Мэри Джейн Кидс»
ул. Киевская, д. 3 196084 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 426-1379, +7 (812) 426-1379, maryjane-kids@mail.ru

Концепция целостной образовательной экосистемы

Mary Jane
«Империал»

  • Фрунзенская
  • Санкт-Петербург,
    ул. Киевская, д. 3,
    ЖК бизнес-класса «Империал»
    Время работы: 08:00–20:00
  • +7 (812) 426 13 78

Mary Jane
«Парадный квартал»

  • Чернышевская
  • Санкт-Петербург,
    ул. Парадная, 3, корп.2
    Время работы: 08:00–20:00
  • +7 (812) 426 13 78

Mary Jane
«Кронверкская»

  • Горьковская
  • Санкт-Петербург,
    Ул. Кронверкская, д.16
    Время работы: 08:00–20:00
  • +7 (812) 426 13 78